Красные флажки аутизма: на что обращать внимание и куда обращаться родителям при подозрении на наличие у ребенка аутизма
В настоящее время аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) определяются не как болезнь, а как нарушение развития. Поскольку РАС – это очень сложное явление, его исследованием занимаются многие ученые, однако на сегодняшний день ни одна теория не признана всеми единственно правильной. Несмотря на многочисленные научные исследования, причины возникновения аутизма пока не выяснены. К сожалению, до сих пор не существует достоверных объективных методов функциональной диагностики, на основе которых может быть поставлен диагноз «аутизм». По-прежнему медицинское заключение основывается на методах наблюдения за особенностями развития и поведения ребенка. Следует помнить, что некоторые проявления РАС отмечаются уже в первые годы жизни ребенка и могут проявляться в следующих сферах:
общения, как ребенок общается, его способность делиться интересами, эмоциями, чувствами и т.д. с другими людьми;
коммуникации, как ребенок разговаривает, пользуется жестами, мимикой, взглядом;
поведении, как ребенок ведет себя в различных социальных контекстах, изменяет ли свое поведение, ориентируясь на различные социальные ситуации.
Следует отметить, что еще до появления явных симптомов нарушения у ребенка могут быть особенности поведения, указывающие на высокую вероятность РАС. Научные исследования развития детей с аутизмом позволили выделить признаки, указывающие на риск появления этого состояния у детей раннего возраста. Подобные особенности поведения часто называют «красные флажки» аутизма.
Обратите внимание на следующие признаки поведения ребенка после 12 месяцев:
Если вы отметили в поведении вашего ребенка несколько вышеперечисленных признаков, то вам следует обратиться с ребенком к специалисту, который при возможности проведет скрининг развития вашего малыша или проинформирует вас и направит в службы, осуществляющие помощь детям с РАС и их семьям.
В нашей стране наблюдение за ребенком и постановку диагноза осуществляет только детский врач-психиатр. Но вместе с тем, помощь ребенку и его семье может оказать команда специалистов: психолог, поведенческий аналитик, эроготерапевт, логопед, педагог, врач, работающие с подобными расстройствами. Семья, воспитывающая ребенка с РАС, может получать помощь:
На сегодняшний день есть необходимость создания доступной комплексной межведомственной помощи людям с РАС, начиная с раннего выявления, постановки диагноза, получения последующей комплексной междисциплинарной помощи, образования, трудоустройства и независимой жизни с учетом особенностей развития каждого конкретного человека.
Составитель: психолог межрайонного центра раннего вмешательства
УЗ «19-я городская детская поликлиника» А.А.Ничкасова.