Версия для слабовидящих

Родителям

Памятка о профилактике детского травматизма

В памятке приведены рекомендации и правила, знание и соблюдение которых поможет избежать опасности для Ваших детей!





 



 

Памятка по признакам расстройства аутического спектра

Красные флажки аутизма: на что обращать внимание и куда обращаться родителям при подозрении на наличие у ребенка аутизма

Красные флажки аутизма: на что обращать внимание и куда обращаться родителям при подозрении на наличие у ребенка аутизма

В настоящее время аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) определяются не как болезнь, а как нарушение развития. Поскольку РАС – это очень сложное явление, его исследованием занимаются многие ученые, однако на сегодняшний день ни одна теория не признана всеми единственно правильной. Несмотря на многочисленные научные исследования, причины возникновения аутизма пока не выяснены. К сожалению, до сих пор не существует достоверных объективных методов функциональной диагностики, на основе которых может быть поставлен диагноз «аутизм». По-прежнему медицинское заключение основывается на методах наблюдения за особенностями развития и поведения ребенка. Следует помнить, что некоторые проявления РАС отмечаются уже в первые годы жизни ребенка и могут проявляться в следующих сферах:

 общения, как ребенок общается, его способность делиться интересами, эмоциями, чувствами и т.д. с другими людьми;

коммуникации, как ребенок разговаривает, пользуется жестами, мимикой, взглядом;

поведении, как ребенок ведет себя в различных социальных контекстах, изменяет ли свое поведение, ориентируясь на различные социальные ситуации.

Следует отметить, что еще до появления явных симптомов нарушения у ребенка могут быть особенности поведения, указывающие на высокую вероятность РАС. Научные исследования развития детей с аутизмом позволили выделить признаки, указывающие на риск появления этого состояния у детей раннего возраста. Подобные особенности поведения часто называют «красные флажки» аутизма.

 

Обратите внимание на следующие признаки поведения ребенка после 12 месяцев:

  • ребенок не реагирует или редко откликается на свое имя;
  • постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной речи;
  • у ребенка отмечаются трудности общения с другими людьми, детьми;
  • не устанавливает или не поддерживает визуальный контакт с окружающими людьми;
  • малыш редко улыбается и делится эмоциями с другими людьми или, не делает этого вовсе;
  • не проявляет интереса к играм, основанным на взаимодействии с другими людьми (например, прятки);
  • не использует указательный или другие социальные жесты (например, «пока-пока», «дай» и пр.);
  • у ребенка нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам;
  • часто бывает сложно привлечь внимание малыша к игрушкам или, он использует их необычным способом (ставит в определенной последовательности, вращает и пр.);
  • Часто повторяет определенные необычные движения (кружится вокруг своей оси, ходит по определенной траектории и пр.);
  • Отмечается сверхчувствительность к звуку или свету, повышенная чувствительность к запахам или вкусам;
  • Интересуется свойствами предметов, а не их функциональным значением (например, обнюхивает предметы);
  • часто игнорирует опасность;
  • ребенок может не замечать, дома ли родители или ушли куда-то, не обращать внимание на их возвращение;
  • может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям, не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям;
  • утерял какие-либо социальные навыки (например, мог обращаться используя простые слова, а потом перестал).

 

         Если вы отметили в поведении вашего ребенка несколько вышеперечисленных признаков, то вам следует обратиться с ребенком к специалисту, который при возможности проведет скрининг развития вашего малыша или проинформирует вас и направит в службы, осуществляющие помощь детям с РАС и их семьям. 

В нашей стране наблюдение за ребенком и постановку диагноза осуществляет только детский врач-психиатр. Но вместе с тем, помощь ребенку и его семье может оказать команда специалистов: психолог, поведенческий аналитик, эроготерапевт, логопед, педагог, врач, работающие с подобными расстройствами. Семья, воспитывающая ребенка с РАС, может получать помощь:

  • в учреждениях здравоохранения «Центрах раннего вмешательства», где осуществляется медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с РАС до трех лет;
  • в учреждениях здравоохранения «Клинических центрах психиатрии и психотерапии», где осуществляется медицинская диагностика и наблюдение за развитием ребенка с РАС, предоставляется медицинская, психологическая и психотерапевтическая помощь;
  • в государственных учреждениях образования «Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», где осуществляется комплексная психолого-педагогическая помощь ребенку с РАС и его семье;
  • в государственных учреждениях «Территориальных центрах социального обслуживания населения», где оказываются социальные услуги и поддержка семей, воспитывающих детей с РАС;
  • в общественных организациях, где осуществляются различные мероприятия, направленные на работу с детьми с РАС, просветительская деятельность и создание благоприятного отношения к людям с нарушениями развития, адвокация и продвижение интересов людей с РАС.

         На сегодняшний день есть необходимость создания доступной комплексной межведомственной помощи людям с РАС, начиная с раннего выявления, постановки диагноза, получения последующей комплексной междисциплинарной помощи, образования, трудоустройства и независимой жизни с учетом особенностей развития каждого конкретного человека.

 

Составитель: психолог межрайонного центра раннего вмешательства

УЗ «19-я городская детская поликлиника» А.А.Ничкасова.